Герб Чувашского государственного педагогического университета
Научная библиотека Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева
Электронный каталог    Центр ИПСО    Доступные ЭБС    Авторам    "Индекс цитирования"    Контакты   
Научная библиотека
Новости

В читальных залах библиотеки действуют зоны бесплатного Wi-Fi.

УВАЖАЕМЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, СОТРУДНИКИ И СТУДЕНТЫ!

Дорогие читатели!
Если книга, которую Вы взяли в библиотеке, развалилась – сделайте доброе дело: отремонтируйте её, прежде чем сдавать!
Вот несколько простых способов. Заодно научитесь латать и Ваши личные книжки.

подробнее>>>

История научной библиотеки

Рождение библиотеки

В годы войны

Послевоенное десятилетие

Шестидесятые годы – коренная перестройка

Семидесятые годы - совершенствование

Восьмидесятые – повышение качества обслуживания

Девяностые годы - техническая модернизация

Научная библиотека в новом веке

Новый уровень

Рождение библиотеки

     Научная библиотека Чувашского государственного педагогического университета (первоначально института) им. И.Я. Яковлева родилась одновременно со своим вузом. Датой ее основания считается 1 октября 1930 г. Открылась она в здании, предоставленном институту под учебный корпус (угол улиц К. Маркса и Дзержинского), где занимала одну комнату площадью 41,8 кв.м. Книжный фонд насчитывал 3 тыс. документов. Первыми читателями были 80 студентов и 15 преподавателей. В штате библиотеки числился один человек – заведующая Александра Сергеевна Блинова, проработавшая в этой должности 4 года. Сменила ее Елизавета Васильевна Токсубаева, встретившая на этом посту начало войны.

     В предвоенный период (1930—1940 г.г.) одной из самых насущных задач библиотеки было обеспечение необходимой литературой учебно-воспитательного процесса и научных исследований. Шло целенаправленное комплектование книжного фонда, достигшего к концу десятилетия 90 тыс. документов. Большое внимание уделялось совершенствованию форм и методов обслуживания читателей. Услугами библиотеки пользовались не только студенты, преподаватели и сотрудники института, но и слушатели педрабфака, учителя школ, работники культуры и просвещения Республики.

     В 1935 г. библиотека вместе с институтом переехала в новый учебный корпус. Увеличение производственной площади и штата (точные данные установить не удалось) позволили расширить и углубить деятельность библиотеки. Была намечена перспектива дальнейшего развития. Но начавшаяся в 1941 году война опрокинула все планы.

В годы войны

Мария Тимофеевна Чернова     В октябре 1941 г. институт был переведен в районный центр – Мариинский посад. Вскоре за ним последовала и библиотека. Cвязано это было с эвакуацией в Чебоксары заводов – Харьковского электромеханического и Ленинградского «Электросила». Для них срочно освобождались помещения. Из-за того, что перевод института проходил в спешном порядке и из-за отсутствия в Марпосаде надлежащих условий невозможно было перевезти весь книжный фонд. Большая часть библиотеки осталась в городе. Так например значительная его часть была передана заводу № 654, который занял институтские помещения. Помимо книжного фонда, заводу были оставлены библиотечные стеллажи, шкафы и другое оборудование института. Эвакуацией фонда и его организацией на новом месте занималась Мария Тимофеевна Чернова, руководившая библиотекой два срока: с декабря 1941 до апреля 1942 года и с августа 1945 до сентября 1948 года.

     На начало войны в институтской библиотеке уже насчитывалось около 90 тыс. томов одних только книг. И вот эти с таким трудом собираемые богатства очень сильно пострадали во время войны: от переездов, от хищений, от отсутствия нормальных условий (часть фондов хранилось в неотапливаемом сарае). За годы войны книжный фонд не пополнялся. Имеющихся в наличии учебников не хватало. По многим дисциплинам литературы не было вообще. И все-таки библиотека работала. В Марпосад привезли около 40 тыс. томов книг. Из них расставлено на стеллажи было около 24 тыс. книг. Ввиду того, что фонд библиотеки находился почти в хаотичном состоянии и читатели лишились возможности пользоваться прежними каталогами, библиотекой был составлен новый топографический каталог на ту часть фонда, которая была расставлена на стеллажи. И на эту же часть фонда предстояло составить алфавитный каталог. Имелся читальный зал на 50–60 мест.

     Жизнь в Марпосаде была крайне тяжелой и в производственном, и в бытовом плане. Находившиеся в распоряжении института здания лесотехникума не имели надлежащих площадей для организации учебного процесса и размещения библиотеки. Большие трудности испытали студенты, преподаватели, сотрудники в те нелегкие годы. Облегчить положение могли бы двухсменные занятия, но отсутствие электричества исключало эту возможность. Даже керосиновые лампы были роскошью. Готовились к занятиям при свете коптилок.

     Каковы же были основные направления деятельности институтской библиотеки в те годы. Самой главной и неотложной задачей была – разбор и расстановка перевезенных книг. Однако, из-за отсутствия стеллажей, значительная часть этого фонда так и не была разобрана и оставалась связанной на складе до конца войны. Помимо этой основной работы, которая отнимала все время и силы работников, библиотека пыталась более или менее обеспечить учебный процесс необходимой литературой. Не осталась без внимания и массовая работа: устраивались книжные выставки к знаменательным датам.

     Держалась вся работа библиотеки на четырех сотрудниках, имена этих подвижников нужно знать: заведующая А. И. Балакина, ст. библиотекарь О. И. Косоногова, библиотекари В. К. Слепнева, Т. В. Шаева.

     Возвращение в Чебоксары состоялось к началу 1945–46 учебного года. Институту были предоставлены два здания в центре города. Одно из них он уже занимал в первые годы своего существования (угол улиц К. Маркса и Дзержинского). Именно в нем, на площади 312,6 кв. м., разместилась библиотека. И опять самые тяжелые обязанности (транспортировка фонда, его организация на новом месте) легла на плечи М. Т. Черновой. Всю работу нужно было начинать сначала: определить тематику комплектования, выявить возможные источники комплектования, установить с ними связь, приступить к приобретению изданий. Фонд требовал пополнения и обновления. Именно эта задача решалась в первые послевоенные годы.

Послевоенное десятилетие

     К началу 50-х годов фонд содержал 117 тыс. документов, книговыдача составляла около 92 тыс. экз., штат насчитывал 6 человек. Зав. библиотекой в сентябре 1948 г. была назначена Муза Сергеевна Бочарова, проработавшая в этой должности 9 лет.

     Открытый в 1951 г. факультет иностранных языков потребовал усиленного комплектования учебной литературы по его профилю и художественной литературы на иностранных языках. Библиотека делала все возможное для решения этой задачи.

     Главной бедой библиотеки по-прежнему оставалось отсутствие необходимой площади. Это сковывало всю ее работу. В конце концов, выход был найден: было решено использовать кабинеты кафедр. Начали формироваться кафедральные библиотеки. Они оправдали себя полностью. Под руководством библиотечных работников лаборанты кафедр вели библиографическую работу, составляли тематические картотеки, готовили рекомендательные списки литературы по кафедральным дисциплинам. По мнению преподавателей, студенты получали большую помощь в самостоятельной работе с книгой, в подготовке к практическим и семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам.

     В 1957 г. библиотека вместе с институтом переехала в новое здание (нынешний главный учебный корпус). Впервые она получила помещение, спроектированное с учетом специфики библиотечного производства, сравнительно большой площади – 682 кв.м. Именно с этого времени начинается новый этап в развитии библиотеки. Он обусловлен несколькими факторами: улучшением материально-технической базы, увеличением в 2 раза штата (12 человек) и приходом нового заведующего (с 1969 г. директора) – Владимира Петровича Рыкунова, проработавшего на этом посту долгий срок (24 года).

Шестидесятые годы – коренная перестройка

     Конец 50-х—60-е годы вошли в историю библиотеки как годы коренной перестройки всех направлений, всех звеньев работы. Была упорядочена структура библиотеки, созданы функциональные отделы: комплектования и обработки литературы, книгохранения, справочно-библиографический. Продолжали функционировать абонемент и читальный зал. Пересмотру подверглась система комплектования фондов. Началась разработка тематического плана комплектования, потребовавшая тщательного изучения учебных планов факультетов и учебных программ по отдельным дисциплинам. Но практические шаги осуществлялись независимо от степени подготовки документа: вся текущая и перспективная информация о новых изданиях прорабатывалась совместно с ведущими специалистами кафедр.

     Открытие новых факультетов: художественно-графического (1960), музыкально-педагогического (1964), физической культуры (1969) заставляло на протяжении всего десятилетия корректировать профиль комплектования, расширять репертуар новых поступлений. Библиотека успешно решала эти задачи и в достаточно короткие сроки создавала необходимую базу для начинающих жизнь факультетов.

Коллектив библиотеки в начале 1960-х годов – 12 человек (снимает В. П. Рыкунов)

     Параллельно шла реорганизация фондов. Единый фонд библиотеки был разделен на фундаментальный и учебный. Первый разместился ближе к читальному залу, второй к абонементу. В результате читальный зал гарантировал выдачу любого издания, имеющегося в фундаментальном фонде (а значит и в библиотеке), абонемент – оперативное и качественное обслуживание учебной литературой. Был организован первый отраслевой отдел с выделенным подсобным фондом нотно-музыкальной литературы. Широко использовались новые формы и методы обслуживания читателей. Самым значительным среди этих начинаний был переход в период массовой выдачи литературы на так называемый «групповой метод обслуживания». Суть его известна: в начале учебного года по специальному графику студенты каждой учебной группы получают заранее подготовленные комплекты учебной литературы. Эффект был очень большой: сократились сроки массовой выдачи и главное – более рационально стала распределяться учебная литература. Этот метод используется и в настоящее время.

     Серьезные преобразования произошли в справочно-библиографическом и информационном обслуживании. Начал формироваться фонд справочно-информационных изданий, создавалась картотека журнальных и газетных статей. Возникла необходимость научить студентов самостоятельно пользоваться справочным аппаратом, привить им навыки работы с книгой. Руководство института пошло навстречу: в 1960—61 учебном году в учебное расписание большинства факультетов были включены занятия с первокурсниками по основам библиотековедения и библиографии по 12-тичасовой программе (с этого времени они стали традиционными). Вели занятия наиболее подготовленные в профессиональном отношении библиотекари. По возможности учитывались и педагогические данные. Со старшекурсниками стали практиковаться групповые консультации. Все это постепенно приносило свои плоды: студенты увереннее работали со справочным аппаратом, свободнее ориентировались в потоке информации. Был взят на вооружение опыт крупнейших библиотек страны: проводились такие комплексные мероприятия, как Дни информации, Дни кафедр, разрабатывалась и внедрялась система дифференцированного обслуживания руководства (ДОР) по проблемам высшей школы.

     Завершилось это десятилетие признанием огромного и напряженного труда библиотеки: в 1969 г. ей была присвоена третья категория.

Семидесятые годы - совершенствование

     70-е годы можно назвать годами стабилизации и совершенствования основных библиотечных процессов. К этому времени фонд библиотеки насчитывал 318 тыс. документов, книговыдача составляла около 185 тыс. экз., штат библиотеки достиг 15 человек. Была увеличена производственная площадь за счет предоставления помещения (144,7 кв.м.) в новом учебном корпусе института, сданном в эксплуатацию в 1971 г. Здесь начал функционировать отдел литературы по искусству, куда органично вошел организованный ранее нотно-музыкальный отдел. Значение этого события трудно переоценить. В едином подсобном фонде была собрана вся имеющаяся в библиотеке литература по искусству, в том числе такие специфические издания, как альбомы репродукций и нотные сборники. Белее или менее однородный профиль давал возможность библиотекарям всесторонне изучить его состав, понять его особенности, а значит более качественно обслуживать читателей. И что особенно важно – фонд был приближен к основным пользователям: художественно-графическому и музыкально-педагогическому факультетам, разместившимся в новом здании.

     В рассматриваемый период расширялась сеть читальных залов: открылся читальный зал научных работников, по просьбе студентов был организован и успешно работал многие годы читальный зал в общежитии № 5, наиболее отдаленном от учебных корпусов института, а значит и от библиотеки.

Владимир Петрович Рыкунов     Библиотека продолжала развиваться. Ее руководителю В. П. Рыкунову в 1988 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Чувашской АССР».

     О Владимире Петровиче Рыкунове следует сказать особо. Специалист высокого класса, хороший организатор, умный наставник, он придавал большое значение работе с кадрами. Его заслугой является очень точная расстановка работников в соответствии с возможностями и склонностями каждого (впоследствии это было доказано жизнью). Он нацеливал своих подопечных на осмысление задач вузовской библиотеки, на их решение, исходя из требований времени и опыта лучших библиотек. Многие из тех, что прошли школу В. П. Рыкунова, стали настоящими профессионалами. В «бурные» 60-е годы вместе с ним реформировали библиотеку Т. Д. Баева, Д. К. Говш, Н. И. Иванова, В. В. Илларионова, В. Ф. Ильбекова, В. Н. Никифорова, Л. В. Охливанкина, Л. В. Петрова, Л. Ф. Чернева, М. Я. Чеснокова, З. А. Шишкина.

     К началу 1980 г. фонд библиотеки насчитывал 429 тыс. документов, книговыдача составляла свыше 350 тыс. экз., штат библиотеки достиг 23 человек.

     В 1981 г. ушел на заслуженный отдых В. П. Рыкунов, и. о. директора была назначена его заместитель Лидия Федоровна Чернева, проработавшая в этой должности 1,5 года.

Восьмидесятые – повышение качества обслуживания

Диана Константиновна Говш     С марта 1983 года коллектив библиотеки возглавила Диана Константиновна Говш.

     Новое десятилетие, вобравшее в себя коренные изменения в жизни страны, ставило новые задачи. Для успешной деятельности библиотеки необходимо было определить перспективу ее развития. Были составлены перспективные планы по всем направлениям работы. Существенную помощь в их выполнении могла оказать общественность. Был обновлен состав библиотечного совета, создан студенческий библиотечный совет. Первым шагом в реализации перспективного плана по совершенствованию обслуживания читателей была организация открытого доступа к подсобному фонду читального зала универсального профиля, содержащему около 14 тыс. документов.

     О новых начинаниях, о качестве обслуживания читателей важно было выяснить мнение самих читателей, получить их оценку. С этой целью было проведено письменное анкетирование студентов и преподавателей «Как мы вас обслуживаем?». В итоге получены и проанализированы свыше 800 анкет, составлены рекомендации по улучшению обслуживания читателей.

     Широкий размах в 80-е годы получила массовая работа: читательские конференции по новейшим произведениям художественной литературы, устные журналы различной тематики, вечера вопросов и ответов по актуальным проблемам политической жизни страны, литературные вечера, встречи с интересными людьми. Среди новых форм: конкурсы студенческих литературных работ, конкурсы на лучшую студенческую иллюстрацию к книгам о войне. Призовые литературные работы публиковались в газете «Молодой коммунист» под заголовком «Что мы знаем о войне» (1985 г.) и «Слово о любимом учителе» (1986 г.). Ежегодными стали читательские конференции по публицистическим книгам о И. Я. Яковлеве под девизом «Его имя носит наш институт». Все мероприятия вызывали настоящий интерес и получали высокую оценку участников.

     На новый уровень было поднято справочно-библиографическое и информационное обслуживание. Помимо традиционных Дней информации, Дней кафедр стали проводиться Дни куратора, Дни дипломника. Перестроено информационное обслуживание в режиме ДОР: составлен рубрикатор по проблемам высшей школы, выявлены интересы абонентов, в результате информация стала адресной и точной.

     Занятия по основам информатики и библиографии стали завершаться игрой «Информина», позволявшей проконтролировать и закрепить знания и навыки, полученные первокурсниками во время учебы. Пропаганда библиографических пособий осуществлялась на регулярных Днях библиографии и выставках «Указатели рассказывают…».

Читательские конференции и «Информины» восьмидесятых

     В помощь самостоятельной работе студентов проводились беседы, обзоры, составлялись научно-вспомогательные списки литературы.

     Огромная работы была проделана по совершенствованию справочного аппарата библиотеки, по созданию системы каталогов и картотек, по переводу систематического каталога книг и картотеки журнальных статей на новые таблицы классификации (ББК), по редактированию генерального и читательского алфавитного каталогов.

     Продолжалась работа по реорганизации фондов. Перешел на форматно-инвентарную расстановку новых поступлений отдел книгохранения. На новую схему расстановки (по индексам ББК) переводились подсобные фонды.

     Большим событием стало открытие нового отраслевого отдела библиотеки (по профилю факультетов филологического и педагогики и методики начального обучения) в новом учебном корпусе института, сданном в эксплуатацию в 1988 г. Общая площадь отраслевого отдела 510 кв. м., полезная 336 кв. м.

     Вся деятельность библиотеки в рассматриваемый период строилась на тщательно разработанной документальной базе. Завершено составление темплана комплектования. Пересмотрены существующие и созданы новые регламентирующие документы. Подготовлены многочисленные инструкции на технологические процессы. Активно внедрялись ГОСТы.

     Насыщенной была научно-методическая работа. Проведены анализ использования периодических изданий в читальном зале универсального профиля и анализ использования нотных изданий в отраслевом отделе по искусству. В результате более качественным стало обслуживание этими изданиями.

     Работники библиотеки ежегодно выступали с несколькими докладами и сообщениями на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня, в т. ч. зональных.

     Большое значение для коллектива библиотеки имели собрания с участием руководства института. Рассматривались перспективы развития института и библиотеки, задачи научно-исследовательской работы, проблемы заочного обучения. В свою очередь сообщения библиотеки о различных направлениях ее работы заслушивались на Совете института, совещаниях руководящего состава института, заседаниях профкома.

Девяностые годы - техническая модернизация

Аудитория 202     К началу 1990 г. фонд библиотеки насчитывал свыше 534 тыс. документов, было обслужено около 11 тыс. читателей, книговыдача составила 345,5 тыс. экз., штат библиотеки достиг 25 человек.

     90-е годы можно охарактеризовать как годы технической модернизации библиотечных процессов. Постепенно библиотека оснащалась новой техникой, внедряла новые информационные технологии. В 1992 г. был автоматизирован процесс подписки на периодические издания. В 1994 г. в соответствии с перспективным планом компьютеризации библиотеки начал создаваться электронный каталог книг, в 1996 г. – электронная картотека статей. В результате были автоматизированы также процессы печати библиотечных форм: каталожные и топографические карточки, книжные формуляры, что ускорило процесс технической обработки литературы. К концу 90-х годов все виды изданий, поступающих в библиотеку, стали отражаться в электронном каталоге. Кроме того, в 1995 году была начата частичная ретроконверсия фонда – отражение в ЭК изданий, поступивших в библиотеку до 1994 года. Так как невозможна сплошная ретроконверсия, для неё были выбраны отдельные части фонда, которые недостаточно отражены в традиционных (карточных) каталогах: дореволюционные и редкие книги, фонд трудов преподавателей ЧГПУ, издания на иностранных языках и т. д.

Отдел научной и технической обработки литературы     В рассматриваемый период сложилась крайне неблагополучная ситуация с приобретением литературы: была полностью разрушена система книгоснабжения библиотек, прекратилось бюджетное финансирование комплектования. В результате ежегодный приток новых поступлений сократился в 2 с лишним раза. Между тем, открытие новых факультетов (технолого-экономического, дошкольной педагогики и психологии, исторического, чувашской филологии) требовало оперативной обеспеченности учебного процесса необходимой литературой. Спасло решение ученого совета: выделять на комплектование 3—5% коммерческих средств. Помогли также договоры с институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса), позволившие получать профильную литературу на льготных условиях.

     Именно в этот период библиотека перешла на новые методы хозяйствования: ввела платные услуги, стала практиковать продажу списанных книг.

     Много нового содержало в себе каждое направление деятельности библиотеки. В массовой работе следует выделить создание студенческого дискуссионного клуба, в рамках которого прошли дискуссии «Белые пятна истории», «Библия и современный мир», «Рынок и мы». Вместе с кафедрой чувашского языка библиотека участвовала в проведении ежегодных Дней чувашского языка. На международной выставке «Чувашия: новое время» библиотека получила диплом за экспозицию «Труды преподавателей ЧГПИ». Справочно-библиографический отдел подготовил первый выпуск библиографического указателя «Народная педагогика и проблемы воспитания». Продолжал совершенствоваться справочный аппарат библиотеки: выделены в генеральном и читательском алфавитных каталогах латинские ряды, ряд на чувашском языке, приступили к организации каталогов дореволюционных изданий, редких книг, краеведческой литературы. Составлена памятка «О системе каталогов и картотек в библиотеке ЧГПИ».

     Наиболее значительное событие: в 1998 г. открыт отраслевой отдел по профилю факультета дошкольной педагогики и психологии в учебном корпусе № 4 (площадь 120 кв. м.). За пределами рассматриваемого периода стал функционировать еще один отраслевой отдел – в учебном корпусе № 5 (площадь 330 кв. м.) по профилю гуманитарных факультетов.

     Во время государственной аттестации института (1996 г.) работа библиотеки получила высокую оценку. В 1997 г. она была подтверждена: библиотеке была присвоена вторая категория.

     В связи с преобразованием в 1998 г. Чувашского государственного педагогического института в Чувашский государственный педагогический университет библиотека получила право называться научной.

Научная библиотека в новом веке

     К началу 21 века библиотека представляла собой сложный организм. В ее составе действуют совет дирекции и методический совет. В своей работе она опирается на библиотечный совет, с его помощью осуществляется связь со всеми структурными подразделениями университета.

     Расположена библиотека в пяти учебных корпусах. Книжный фонд содержит научную и учебную литературу по профилю всех факультетов и кафедр. Особую ценность представляют собрание психолого-педагогической литературы, коллекции дореволюционных и редких изданий.

     Одна из главных забот библиотеки – высокий уровень обслуживания читателей. Делается все возможное, чтобы читательские требования выполнялись оперативно и в полном объеме. Этому способствует разветвленная сеть абонементов и читальных залов. Так, в главном учебном корпусе функционируют общие абонемент и читальный зал с универсальными подсобными фондами, в остальных учебных корпусах - отраслевые абонементы и читальные залы с подсобными фондами по профилю занимающихся там факультетов. Это позволяет подходить к обслуживанию читателей дифференцировано, с учетом индивидуальных потребностей.

     Из года в год количество читателей увеличивается и соответственно растет объем работы.

     Библиотека проводит большую работу по раскрытию своих фондов. Среди многих форм и методов занимают книжные выставки. Тематика их разнообразна, но преобладают психолого-педагогические проблемы, широко пропагандируется чувашская национальная культура, наследие И. Я. Яковлева. С новой литературой читатели знакомятся через выставки новых поступлений. Информирование руководства университета по проблемам высшей школы осуществляется в режиме ДОР. Помогая читателям ориентироваться в потоке информации, библиотека выдает разноаспектные справки, готовит научно-вспомогательные списки литературы, использует такие формы, как занятия по основам информатики и библиографии по 8-мичасовой программе с первокурсниками, Дни информации, Дни кафедры, Дни дипломника, обзоры справочной литературы, индивидуальные консультации.

     Перспективу своего развития библиотека связывает с широким использованием новых информационных технологий. Для этого есть все возможности. Улучшается материально-техническая база, увеличивается компьютерный парк, достигнуты определенные успехи.

Электронный читальный зал (2002–2005 гг. и 2005-2010 гг.)

     С организацией в 2002 году электронного читального зала читатели получили доступ к электронному каталогу, ко всем базам данных. Сначала – на 5 компьютеров (АРМ), затем в 2005 году на 16 мест. По одному компьютеру для читателей установлены в остальных учебных корпусах. Постоянно пополняется медиатека – коллекция мультимедийных учебных, обучающих и справочных программ на CD и DVD. Библиотека имеет выход в корпоративную сеть института и Интернет. Большой популярностью среди пользователей пользуется web-сайт научной библиотеки. Для повышения информационной культуры пользователей специалисты библиотеки проводят занятия по изучению электронных ресурсов библиотеки со студентами первого курса всех факультетов, преподавателями, аспирантами и сотрудниками вуза.

Работа научной библиотеки

Новый уровень

     В конце нулевых годов библиотека приступила к реализации новых масштабных проектов. Это участие в корпоративных библиотечных ресурсах: АРБИКОН (Ассоциация региональных библиотечных консорциумов), МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей), ЭКБСОН (электронный каталог библиотек сферы образования и науки), Чувашика (сводный каталог статей Национальной библиотеки ЧР). Размещение баз данных нашего электронного каталога в этих ресурсах способствует продвижению информации об изданиях нашего вуза в через федеральные и республиканские сводные каталоги.

     Завершилась полная ретроконверсия (ввод в электронный каталог информации об изданиях, поступивших в библиотеку до 1994 г.) некоторых частей фонда: Фонд дореволюционных и редких изданий, Фонд трудов преподавателей, литература на иностранных языках. Продолжается ретроконверсия остального фонда.

     Появились и развиваются новые библиотечные ресурсы. Формируется собственная электронная библиотека (электронные версии издания вуза), организован доступ к сторонним ЭБС (электронным библиотечным системам) – теперь наши пользователи могут читать издания через Интернет.

     Подключена и активно используется автоматизированная система «Книгообеспеченность», которая дала возможность не только оперативно предоставлять списки литературы по любой дисциплине или профилю обучения, но и эффективно комплектовать фонд библиотеки, а также корректировать издательскую деятельность вуза.

     В эти годы (2007–2018) библиотекой руководили директор Надежда Иванова Кузьмина и зам. директора по компьютеризации Наталия Вольтовна Пичугина.

Кузьмина Н.И., Пичугина Н.В.

 

Назад

 


IPR SMART - Постоянный доступ без авторизации с компьютеров ЧГПУ. Вне сети ЧГПУ - после индивидуальной регистрации.

Polpred - Бессрочный тестовый доступ к 50% коллекции с компьютеров ЧГПУ.

НЭБ - Доступ к диссертациям - в помещении библиотеки. Онлайн доступ к остальным оцифрованным изданиям.

Книжные выставки в текущем месяце
Просвещение и национальная культура – наше общее пространство

Просвещение и национальная культура – наше общее пространство

Чит. зал (гл. корп.)

 

«Mein deutsches Buch / Моя немецкая книга» ( 23 апреля Всемирный день книги)

«Mein deutsches Buch / Моя немецкая книга» ( 23 апреля Всемирный день книги)

Чит. зал (гл. корп.)

 

Основоположник современного театра (460 лет со дня рождения У. Шекспира (1564-1616)

Основоположник современного театра (460 лет со дня рождения У. Шекспира (1564-1616)

Абонемент (гл. корп.)

 

Литературный мир Гоголя (215 лет со дня рождения Н. В. Гоголя (1809-1852)

Литературный мир Гоголя (215 лет со дня рождения Н. В. Гоголя (1809-1852)

Абонемент (гл. корп.)

 

Очарование весны (весенний пейзаж в живописи)

Очарование весны (весенний пейзаж в живописи)

Отраслевой отдел № 2

 

Дошкольная педагогика: воспитание и обучение детей дошкольного возраста

Дошкольная педагогика: воспитание и обучение детей дошкольного возраста

Отраслевой отдел № 4

 

Труды мои будут вдохновенны (215 лет со дня рождения Н. В. Гоголя)

Труды мои будут вдохновенны (215 лет со дня рождения Н. В. Гоголя)

Чит. зал № 5

 

Ялан янра, чаваш самахе! (Ко дню чувашского языка)

Ялан янра, чаваш самахе! (Ко дню чувашского языка)

Чит. зал № 5

 

Всемирный день книги и авторского права

Всемирный день книги и авторского права

ИБО № 5

 

А также: во всех учебных корпусах постоянно действуют выставки Новые книги и В помощь педпрактике, и постоянно действующая выставка Научные труды ученых ЧГПУ на 3 этаже главного корпуса

 

Выставки, запланированные
на 2024 год

 

Виртуальные выставки CD

 

Рейтинг ведется с 10.03.09

 

Изучение иностранных языков online - www.linguaonline.ru

 

 

График работы:

Выходной день – воскресенье

Подразделения отдела обслуживания и СБО работают с понедельника по субботу

Внутренние отделы работают с понедельника по пятницу

Санитарный день – последняя пятница месяца (кроме периодов сессии и каникул)

e-mail:
libchgpu@yandex.ru
libchgpu@mail.ru

Факс:(8352) 62-03-12

© 2008-2019, Научная библиотека ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, E-mail: libchgpu@yandex.ru, libchgpu@mail.ru