Поиск грантодателей, классификация грантов,
типы грантов, приоритетные направления для вузов
доклад А. В. Черноносовой, гл.
библиотекаря научной библиотеки ЧГПУ
содокладчик Т. В. Белова, зам.
директора ЧКИ с обзором организаций-грантодателей
Фандрайзинг (fund-raising)
- сбор средств. Целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных)
средств для осуществления социально значимых проектов
(программ, акций) и поддержки социально значимых институтов.
Таким образом, фандрайзинг
для библиотек – это поиск и привлечение дополнительных источников
финансирования.
Процесс библиотечного
фандрайзинга состоит из нескольких этапов.
Определение потенциальных источников.
Для начала необходимо уточнить, в какой помощи нуждается библиотека.
Дополнительные средства можно направить на:
Комплектование фондов;
Поддержка материально-технической
базы библиотеки;
Проведение мероприятий;
Реализация проектов;
Обучение сотрудников;
Деловые поездки и т. д.
Исходя из нужд, определяем источники
финансирования:
- пожертвования, вложения спонсоров, которые приходят от
частного и государственного бизнеса
- проведение целевых / благотворительных мероприятий по
сбору средств;
- пожертвования частных лиц;
- гранты, распределяемые зарубежными фондами (российские
пока слишком малочисленны и слабы).
Библиотека,
которая хочет получать благотворительную помощь, проводит анализ, чтобы
определить и отобрать тех, от кого можно получить помощь. Не стоит отметать
коммерческие фирмы в поиске потенциальных доноров (спонсоров). Большинство крупных
предприятий, фирм, компаний имеют в бюджете специальную статью на
благотворительность. Задача библиотеки – своевременно обратиться и убедить, что
помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний и корпораций,
найти обоюдную заинтересованность. Детальный анализ местных справочников,
газет, статистических сборников поможет обнаружить тех, кто уже занимается благотворительностью,
рекламирует свою деятельность, имеет большие прибыли и т.п.
Получение
грантов - это самая трудная, кропотливая, но интересная и порой даже азартная
часть фандрайзинга, в нашей стране даже престижная.
Многие организации имеют как положительный, так и отрицательный опыт работы с
фондами.
Грант -
средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным
учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения
конкретной работы.
Поддержку
осуществляют, главным образом, американские и европейские фонды.
Типы грантов
(стипендий) можно разделить на несколько групп:
• финансирование
проектов с участием нескольких зарубежных и российских партнеров;
• финансирование проектов с
участием представителей двух стран: России и другой страны;
• финансирование
программ в области образования, медицины, социальных наук и др.;
• финансирование поездок на конференции и
обучение.
Последний этап идентификации –
конкретное определение круга тех, куда можно обратиться за помощью, выбор
фондов. Это могут быть:
• государственные
фонды и целевые программы;
• фонды
общественных организаций;
• фонды
фирм;
• частные
и благотворительные фонды (наиболее многочисленная группа).
Приоритетными
направлениями работы фондов являются:
• переход от поддержки фундаментальных
исследований к прикладным работам;
• переход от финансирования
индивидуальных исследований к совместным проектам российских и зарубежных
ученых;
• возрастание роли российских фондов.
При этом в
деятельности фондов преобладает поддержка науки в регионах, поддержка молодежи,
поддержка женщин-исследователей.
При этом следует помнить, что на
реализацию конкретных программ и акций средства выделяются с большей охотой,
чем на долгосрочные проекты или просто на поддержание жизни организации.
Для поиска фондов и организаций
можно использовать Интернет, справочники, непосредственно контактировать с
фондами, чтобы знать об объявленных конкурсах. Выбрать необходимый фонд –
главная задача, это требует от библиотеки глубокого анализа, наиболее эффективного
использования разных способов исследования (например, предметный подход идентифицирует
фонды, которые проявляют интерес к финансированию программ в библиотечной
области; географический подход определяет фонды, которые финансируют программы
в определенном городе, регионе, государстве).
Таким образом, определение
источников финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных
спонсоров – это первая ступенька к внебюджетному финансированию, от которой зависят
круг доноров и их количество.
Стратегия –
это работа по созданию имиджа и рекламная кампания, планирование тактики
привлечения средств. В общем плане по привлечению средств важным этапом
является комплекс мероприятий по созданию имиджа, рекламе, связям с
общественностью с обязательным определением размера финансирования.
Развитие –
это подготовка доноров и предшествующая работа с ними. Тактика работы с
потенциальными донорами детально прорабатывается. Важную роль играет
формирование комплекта материалов о библиотеке, который будет вручаться каждому
потенциальному донору. Здесь должны быть информационные материалы,
письмо-обращение, порядок и методика пожертвования, другие материалы (статьи из
прессы и т.п.), которые будут побуждать к помощи. Дизайн и оформление комплекта
может отличаться для разных групп доноров.
В разработке стратегии по
привлечению средств и на пути подготовки доноров учитывается все: анализ,
внедрение новых форм представления библиотеки, привлечение внимания к ней, а
для этого библиотеке нужно не скупиться и вкладывать деньги, так как вначале
необходимо понести расходы, чтобы получить в будущем помощь. Для планирования
тактики привлечения средств необходимы знания психологии людей, разработка
методики работы с каждым донором, его изучение, знакомство с его жизнью,
интересами, что будет использоваться в следующем этапе.
Ходатайство
– это непосредственная просьба помощи и ее получение. Обращение за помощью
является высочайшей точкой, вершиной, на которую направлена вся
подготовительная работа библиотеки. Умение убедить, доказать необходимость
помощи, определить приоритеты является решающим.
Наиболее распространенным является письмо-обращение.
Оно должно быть коротким (1–3 с.), объяснять причину обращения, аргументировать
необходимость проекта и сущность проблемы, которую он решает, разъяснять цель
проекта, его результаты, методы выполнения и бюджет, а также показать
возможности библиотеки выполнить проект, ее кадровый потенциал и коротко
охарактеризовать библиотеку. Письмо-обращение (или предшествующий разговор с
представителем фонда, ответственным за библиотечные программы) должно пробудить
заинтересованность в финансировании проекта. В дальнейшем поддерживается
постоянная связь с донором во время подачи проекта, его рассмотрения, а
возможно, и утверждения. В случае отказа в поддержке проекта необходимо
выяснить причины и определить все просчеты, чтобы в следующем проекте избежать
ошибок.
Кульминационный момент работы с
международными фондами – подготовка заявки (проекта) на получение гранта.
Важнейшим является определение идеи, которая бы совпадала с приоритетами фонда,
и решала не только проблемы библиотеки. Постоянная связь с координатором
библиотечных программ дает возможность ему лучше узнать вас, вашу библиотеку и
в будущем увеличивает шансы на успех.
Как при представлении заявки в фонд,
так и при обращении к организациям или частным лицам важным моментом является
настойчивость. Редко кто дает деньги сразу. Обращаться к донору надо несколько
раз с повтором через определенное время. Большинство людей принимают решение о
помощи потому, что им «надоедают».
Не все обращения результативны, на
3–4 ходатайства возможна одна помощь. Просят всегда больше, чем возможно
реально получить. Даже если донор и имеет желание помочь, необходим талант для
того, чтобы сделать его готовым дать средства. Именем спонсора можно назвать
выставку, отдел, всю библиотеку и отразить это на памятной доске. На технике
или подаренных книгах можно делать надпись, рассказывающую о дарителе. Списки
тех, кто помогает библиотеке, можно разместить в ее помещении, на библиотечной
странице в Интернете и т.д. От уровня проведения последнего этапа фандрайзинга зависит расширение числа тех, кто помогает
библиотеке.
Алгоритм взаимодействия библиотеки с
благотворительной организацией (фондом):
1. Анализ идеи собственного проекта;
2. Поиск источников финансирования;
3. Первичное обращение в фонд;
4. Написание краткой заявки;
5. Составление проекта;
6. Подготовка полной заявки и
её оформление;
7. Подача заявки в фонд;
8. Участие в конкурсе проектов;
9. Получение ответа фонда;
10. Перечисление денег фондом
на расчётный счёт заявителя;
11. Оценка и отчётность.