Поиск грантодателей, классификация грантов, типы грантов, приоритетные направления для вузов

 

доклад А. В. Черноносовой, гл. библиотекаря научной библиотеки ЧГПУ

содокладчик Т. В. Белова, зам. директора ЧКИ с обзором организаций-грантодателей

 

Фандрайзинг (fund-raising) - сбор средств. Целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов.

Таким образом, фандрайзинг для библиотек – это поиск и привлечение дополнительных источников финансирования.

Процесс библиотечного фандрайзинга состоит из нескольких этапов.

Определение потенциальных источников. Для начала необходимо уточнить, в какой помощи нуждается библиотека. Дополнительные средства можно направить на:

Комплектование фондов;

Поддержка материально-технической базы библиотеки;

Проведение мероприятий;

Реализация проектов;

Обучение сотрудников;

Деловые поездки и т. д.

 

Исходя из нужд, определяем источники финансирования:

- пожертвования, вложения спонсоров, которые приходят от частного и государственного бизнеса

- проведение целевых / благотворительных мероприятий по сбору средств;

- пожертвования частных лиц;

- гранты, распределяемые зарубежными фондами (российские пока слишком малочисленны и слабы).

Библиотека, которая хочет получать благотворительную помощь, проводит анализ, чтобы определить и отобрать тех, от кого можно получить помощь. Не стоит отметать коммерческие фирмы в поиске потенциальных доноров (спонсоров). Большинство крупных предприятий, фирм, компаний имеют в бюджете специальную статью на благотворительность. Задача библиотеки – своевременно обратиться и убедить, что помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний и корпораций, найти обоюдную заинтересованность. Детальный анализ местных справочников, газет, статистических сборников поможет обнаружить тех, кто уже занимается благотворительностью, рекламирует свою деятельность, имеет большие прибыли и т.п.

Получение грантов - это самая трудная, кропотливая, но интересная и порой даже азартная часть фандрайзинга, в нашей стране даже престижная. Многие организации имеют как положительный, так и отрицательный опыт работы с фондами.

Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы.

Поддержку осуществляют, главным образом, американские и европейские фонды.

Типы грантов (стипендий) можно разделить на несколько групп:

    финансирование проектов с участием нескольких зарубежных и российских партнеров;

    финансирование проектов с участием представителей двух стран: России и другой страны;

    финансирование программ в области образования, медицины, социальных наук и др.;

    финансирование поездок на конференции и обучение.

Последний этап идентификации – конкретное определение круга тех, куда можно обратиться за помощью, выбор фондов. Это могут быть:

          государственные фонды и целевые программы;

          фонды общественных организаций;

          фонды фирм;

          частные и благотворительные фонды (наиболее многочисленная группа).

Приоритетными направлениями работы фондов являются:

          переход от поддержки фундаментальных исследований к прикладным работам;

          переход от финансирования индивидуальных исследований к совместным проектам российских и зарубежных ученых;

          возрастание роли российских фондов.

При этом в деятельности фондов преобладает поддержка науки в регионах, поддержка молодежи, поддержка женщин-исследователей.

При этом следует помнить, что на реализацию конкретных программ и акций средства выделяются с большей охотой, чем на долгосрочные проекты или просто на поддержание жизни организации.

Для поиска фондов и организаций можно использовать Интернет, справочники, непосредственно контактировать с фондами, чтобы знать об объявленных конкурсах. Выбрать необходимый фонд – главная задача, это требует от библиотеки глубокого анализа, наиболее эффективного использования разных способов исследования (например, предметный подход идентифицирует фонды, которые проявляют интерес к финансированию программ в библиотечной области; географический подход определяет фонды, которые финансируют программы в определенном городе, регионе, государстве).

Таким образом, определение источников финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных спонсоров – это первая ступенька к внебюджетному финансированию, от которой зависят круг доноров и их количество.

Стратегия – это работа по созданию имиджа и рекламная кампания, планирование тактики привлечения средств. В общем плане по привлечению средств важным этапом является комплекс мероприятий по созданию имиджа, рекламе, связям с общественностью с обязательным определением размера финансирования.

Развитие – это подготовка доноров и предшествующая работа с ними. Тактика работы с потенциальными донорами детально прорабатывается. Важную роль играет формирование комплекта материалов о библиотеке, который будет вручаться каждому потенциальному донору. Здесь должны быть информационные материалы, письмо-обращение, порядок и методика пожертвования, другие материалы (статьи из прессы и т.п.), которые будут побуждать к помощи. Дизайн и оформление комплекта может отличаться для разных групп доноров.

В разработке стратегии по привлечению средств и на пути подготовки доноров учитывается все: анализ, внедрение новых форм представления библиотеки, привлечение внимания к ней, а для этого библиотеке нужно не скупиться и вкладывать деньги, так как вначале необходимо понести расходы, чтобы получить в будущем помощь. Для планирования тактики привлечения средств необходимы знания психологии людей, разработка методики работы с каждым донором, его изучение, знакомство с его жизнью, интересами, что будет использоваться в следующем этапе.

Ходатайство – это непосредственная просьба помощи и ее получение. Обращение за помощью является высочайшей точкой, вершиной, на которую направлена вся подготовительная работа библиотеки. Умение убедить, доказать необходимость помощи, определить приоритеты является решающим.

Наиболее распространенным является письмо-обращение. Оно должно быть коротким (1–3 с.), объяснять причину обращения, аргументировать необходимость проекта и сущность проблемы, которую он решает, разъяснять цель проекта, его результаты, методы выполнения и бюджет, а также показать возможности библиотеки выполнить проект, ее кадровый потенциал и коротко охарактеризовать библиотеку. Письмо-обращение (или предшествующий разговор с представителем фонда, ответственным за библиотечные программы) должно пробудить заинтересованность в финансировании проекта. В дальнейшем поддерживается постоянная связь с донором во время подачи проекта, его рассмотрения, а возможно, и утверждения. В случае отказа в поддержке проекта необходимо выяснить причины и определить все просчеты, чтобы в следующем проекте избежать ошибок.

Кульминационный момент работы с международными фондами – подготовка заявки (проекта) на получение гранта. Важнейшим является определение идеи, которая бы совпадала с приоритетами фонда, и решала не только проблемы библиотеки. Постоянная связь с координатором библиотечных программ дает возможность ему лучше узнать вас, вашу библиотеку и в будущем увеличивает шансы на успех.

Как при представлении заявки в фонд, так и при обращении к организациям или частным лицам важным моментом является настойчивость. Редко кто дает деньги сразу. Обращаться к донору надо несколько раз с повтором через определенное время. Большинство людей принимают решение о помощи потому, что им «надоедают».

Не все обращения результативны, на 3–4 ходатайства возможна одна помощь. Просят всегда больше, чем возможно реально получить. Даже если донор и имеет желание помочь, необходим талант для того, чтобы сделать его готовым дать средства. Именем спонсора можно назвать выставку, отдел, всю библиотеку и отразить это на памятной доске. На технике или подаренных книгах можно делать надпись, рассказывающую о дарителе. Списки тех, кто помогает библиотеке, можно разместить в ее помещении, на библиотечной странице в Интернете и т.д. От уровня проведения последнего этапа фандрайзинга зависит расширение числа тех, кто помогает библиотеке.

Алгоритм взаимодействия библиотеки с благотворительной организацией (фондом):

1. Анализ идеи собственного проекта;

2. Поиск источников финансирования;

3. Первичное обращение в фонд;

4. Написание краткой заявки;

5. Составление проекта;

6. Подготовка полной заявки и её оформление;

7. Подача заявки в фонд;

8. Участие в конкурсе проектов;

9. Получение ответа фонда;

10. Перечисление денег фондом на расчётный счёт заявителя;

11. Оценка и отчётность.