Комментарий зам. директора научной библиотеки ЧГПУ Н. В. Пичугиной
В
очередной раз обсуждался вопрос об авторских правах из части 4 Гражданского
кодекса РФ, принятой в 2008 году, который разлегся тяжким камнем на светлом
пути к информатизации общества в целом и образования в частности.
Московский
специалист крепко держалась за шлагбаум, никак не желая понять нужды вузовских
библиотек. Может быть, потому, что семинар был организован для работников
муниципальных библиотек, а у нас с ними всё разное: цели, задачи, методы работы
и т. д.
За
рубежом законодательство идёт в сторону либерализации и облегчения доступа к учебной и научной информации; российский же
закон неожиданно шарахнулся в сторону сплошного НИЗ-З-ЗЯ.
Новый
закон справедливо критиковался библиотечной общественностью и специалистами по
распространению информации в части копирования
на цифровые носители. В профессиональной литературе широко обсуждалась
необходимость электронного копирования документов пользователями
образовательных учреждений.
Почему зарубежный
студент имеет полное право на работу с электронными ресурсами в любой, удобной
для него форме, а наш вынужден предварительно помучиться? Это потому, что «ихний» студент платит за учебу и может потребовать любых
образовательных услуг, а наш «дармоед» должен быть
счастлив уже наличием студбилета в кармане?
Объяснение типа «низ-з-зя» нашего пытливого студента не удовлетворяет.
Идя на встречу с
московским специалистом, очень хотелось бы услышать разъяснения и аргументацию
запретов в статях 1274 п. 4 и 1275 п. 2 четвертой части Гражданского кодекса.
Такие аргументы, которые бы мы, неглупые и симпатичные библиотекари, могли бы
не краснея произносить в качестве ответа на вопросы наших умных и абсолютно вменяемых пользователей. К сожалению, не
случилось.
Действительно,
практически все виды учебного процесса и научной деятельности требуют тщательного
изучения учебной и научной литературы,
обильного цитирования и компилирования.
Студенты
обязаны:
·
писать
рефераты: реферирование это и есть процесс компиляции из разных источников,
·
готовить
доклады и сообщения: это прямые обзоры источников,
·
итоговые
работы (курсовые и дипломные) также требуют компилирования и цитирования.
То
есть учебный процесс в основном и заключается в усвоении чужих знаний.
Преподаватели
для создания учебных курсов (лекций, методических руководств, практических заданий
и д. т.) обязаны использовать утвержденные учебные издания, изучать научные
исследования по предмету, а значит, применять компиляцию.
Наконец,
написание диссертаций также требует большой доли компилирования и цитирования,
и это официальные требования к ним.
Все
учебные письменные работы в настоящее время требуется предоставлять в распечатанном
из компьютера виде, а научные работы ещё и в электронном виде.
В
нашем педагогическом вузе студенты пишут большое количество рефератов, особенно
на первых курсах гуманитарных специальностей. Вообще образование в настоящее
время нацелено на самостоятельное изучение большого количества материала.
Конечно,
пользователям образовательных учреждений удобно иметь электронные копии источников
для дальнейшей работы. Запрет на них ещё в законе об АП 2004 года удивлял
вузовского пользователя. Законодательство 2008 года нас огорчило.
Очень
неприятно выглядеть злобной дурой, заставляя студента распечатывать на принтере
тексты, найденные им в официальных полнотекстовых БД с ОТКРЫТЫМ доступом
(например, в edu.ru или на ОТКРЫТОМ сайте научного журнала), для того,
чтобы он потом вручную с бумажного листа вводил эти тексты в свой доклад,
реферат или курсовую, всё
равно создавая документ «в цифровой форме». При этом стоимость распечатки одного
листа А4 равна стоимости 1—1,5 Мегабайта в Интернете
(а это 50—100 страниц полнотекста). Получается, что
мы просто «разводим» читателя на деньги. Как объяснить нашему читателю, почему
он не может миновать этап бумажного листа и работать сразу с электронной версией
текста?
Добросовестный
вузовский пользователь и так создает только ВРЕМЕННУЮ электронную копию текста:
доклад он прочитает завтра на семинаре, реферат сдаст через неделю, курсовую и
дипломную работы пишут месяц—два. Потом ему не будут нужны ни бумажная, ни
электронная версия – сдать и забыть! А уж тиражировать и продавать свою
продукцию он не станет просто потому, что её никто не купит. Во всяком случае,
история высшего образования таких прецедентов не знает. Лучше он бесплатно
выставит текст в базе рефератов (на которых, кстати, наживаются отнюдь не
авторы этих рефератов). Так что весь пафос ГК об АП, направленный в сторону
пресечения коммерческого использования информации, бьёт по невинным в этом
смысле учащимся.
Особенно
больно бьёт законодательство об АП по заочником и
обучающимся дистанционно. Большое количество заочников ЧГПУ проживают в
сельской местности, т. е. основная проблема этой категории студентов – доступ к
учебным и научным изданиям и периодике, которых, конечно же, нет в сельских
библиотеках. Обеспеченность же заочников учебной литературой даже по нормам в
два раза ниже, чем очников, а на практике совсем недостаточна во всех вузах.
Поездки в районный центр или в город за литературой для какой-нибудь
контрольной работы – это не только время, но и деньги.
Правительство
Чувашии оборудовало во всех районных и почти всех сельских библиотеках так называемые
«модельные библиотеки»: это и локальные электронные ресурсы, и Интернет со всем
спектром удаленных ресурсов. На занятиях со студентами по
электронным ресурсам библиотеки заочники с особенным энтузиазмом воспринимают
информацию о полнотекстовых образовательных Интернет-ресурсах, о сайтах
периодики и пр., которыми они смогут пользоваться в своих сельских модельных
библиотеках. О грустном мы умалчиваем – путь
другой, сельский библиотекарь подрежет им крылышки.
Подождем
поправок и изменений в закон, которых не может не быть!